LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

Open Solaris

Posted by LG.BALUKATION на 2008/04/05

Придя сегодня с Sun Tech Days, я решил хотяб мельком глянуть диски с ОпенСолярой…

Одно время среди моих увлечений были операционные системы. Началось всё с того, что глюки Win9x мне порядком поднадоели и в моём распоряжении случайно оказывается демка Win2k (заботливые пираты любезно положили её на один диск с M$ Office 2000, который для меня взял мой одноклассник у своей сестры). Когда и линейка WinNT перестала меня устраивать я решил узнать чегож исчё есть такого и пробовал некоторые Linux’ы, смотрел на FreeBSD5, QNX6, BeOS, OS/2 и даже некую вариацию AmigaOS… Несколько лет остановился на Gentoo Linux и это до сих пор основная ОС на моём компе, хотя сложившаяся в те времена практика разбиения дисков до сих пор предусматривает место под второстепенную ОС (недавно случайно обнаружил, что там валяются остатки Win2k) и способ разделения загрузки.

А вот с Солярисом что-то не заладилось. Году этак в 2002 я на IT-выставке в Гавани (уже не помню названия, что-то типа «Инвеком» кажись) впервые увидел SPARC естественно с Solaris на борту. И вот я тогда ~15-летним пацанёнком не мало времени протусил у того стенда, общаясь с присматривающей за ним девушкой на тему будущего этой системы. Она рассказала мне тогда массу интересного, но общий смысл был в том, что Sun планирует сделать Соляру более доступной на простых компах и ещё помню бли некие планы по-поводу бинарной совместимости с linux.

Несколько пожже, ElVovan где-то отрыл пару дисков с Solaris 8 для x86. Но поставить её нам таки не удалось — ни у него, ни у меня, ни у моего соседа комп не подходил. Может быть это были кривые образы, хотя скорее всего просто не хватало драйверов для оборудования, т. к. в определённый момент установщик просто падал и уводил систему в reboot, хотя докапавшись там до консоли можно было поделать что-нить простое без попыток доступа к винчу.

Спустя ещё несколько лет, ElVovan по диалапу ночами выкачал стопку официальных образов другой версии (не помню уже, наверно 9 ещё) и поставил это дело себе на комп. Немного поигравшись, он сказал что это всёж исто серверная система т.к. до десктопа ей далековато — простенький CDE, отсутствие поддержки диалапа (при наличии аппаратного модема), скромный набор прикладного софта делали её не лучшим выбором для дома.

Но годы шли и прошлой весной я узнал про Sun TechDays, узнал и сходил. Там какрас во всю расхваливали «новый курс Соляры», нацеливающий её на рабочие станции, в первую очередь программистов. Да, там показали что в системе есть интересные средства написания и отладки программ, а что касается прикладного софта, то тут во-первых система уже не стоит особняком, а поддерживает общие для никсов проекты типа Гномы, Офиса и т.п. и во-вторых в механизме зон есть возможность запускать linux 2.4 — а это давало шанс запустить ещё кучу программ, которые по каким-нить причинам не соберутся под Solaris.

Урвав немного версий на Sun Tech Days я ещё и по почте получил диски с Solaris 10 и в общем-то был готов опробовать это дело в качестве вторичной системы… Но мне не понравилось — уж слишком много оно требовало от компьютера. Из ~4 имеющихся LiveCD на реальном компе (т. е. не в каком-нить там эмуляторе или виртуалке, а на той машинке, что стоит у меня дома) большая часть вообще ниосилила загрузиться и лишь один дошёл до консоли (иксы не стартовали). Попробовав поставить SXDE, я был предупреждён, что мало оперативной памяти (тогда было 512) и в установщике придёццо сидеть скромненько в CDE, а временами вообще в консоли. Впрочем пох, поставил я это дело и попробовал загрузить… Но ожидание процесса загрузки подавило во мне желание дальнейшего знакомства с системой — за несколько минут я дождался запроса логина, ввёл root и пароль, затем сделал shutdown и больше не возвращался туда никогда. По сравнению с Gentoo это было не реально… Хотя мне и говорили, что Solaris 10 куда скромнее в потреблении железа, я так и не стал смотреть его.

Но вот прошёл год, снова Sun TechDays и снова у меня свежий OpenSolaris. В прошлом году обещали важные для меня изменения и в течении года вродь даже новости мелькали, интересноб глянуть… Но решаю что если даже LiveCD снова не пойдёт, то нафиг мне такая система нужна!

А LiveCD пошёл =))) Афигеть, дайте два — нормально пошёл, врубил иксы в фирменнх дровах для моей видяхи (мэйби там даж аппаратное 3D пашет, я не проверял т. к. glxgears там не оказалось), определил настройки сети и спокойно воспринял русскую локаль. Я был очень удивлён!

Да, система работала не очень шустро — но ведь она работала с DVD-диска, тот же Ubuntu LiveCD тож нихрена не быстрый (по крайней мере раньше… как сейчас я не знаю, но 5.* т 6.* были порой почти не юзабельны из-за медленной работы с CD). Приятно порадовало наличие свежей (*.20) гномы в системе, из минусов могу заметить только не лучшие кириллические шрифты, но это как я понимаю не проблема при установке на HDD. Ещё оно почему-то не позволило мне смонтировать плеер/кардридер/ваще чё-нить. Т.е. гнома даж добавляла значки подключаемых устройств, но говорила что не монтирует их (может просто прав не хватило?), а как это сделать в консоли я не знал, т. к. не разобрался с ходу в «Солнечной» системе именования носителей.

Поигрался я немного и решил что наверно теперь можно и пробовать это на винч ставить, тем более для установки доступна версия посвежее чем 79.

Реклама

комментариев 11 to “Open Solaris”

  1. Igor said

    а у меня вылез попап с настройкой wifi сети. Сказать, что я удивлён — ничего не сказать. А ты с какого диска собрался ставить?

  2. Это я грузился с первого, а ставить думаю со второго — 83 билд.

  3. vit12 said

    То есть удалось всетаки запустить OpenSolaris? Я с 79 так и не смог этого сделать. Уж непонятно чего оно там такое в памяти держит?

  4. Запустилось без проблем, я сам очень удевился.

    А вот с памятью да. явные проблемы… У меня правда уже 2 гига и вроде работает, но всёж ИМХО это не есть хорошо — прям как виста какая-нить :-(

  5. Igor said

    Да, тупит очень сильно. Это и самом дне сантехника было заметно. Поэтому я себе поставил Slackware. Как сказали на ЛОРе: «да здравствует Slackware! Патрег дал нам работу, а то мы что-то засиделись на лоре. Иду тестировать.»
    Патрег дал нам работу!

  6. Игорь, я тож юзаю линух и последние несколько лет основной системой… Но держать второстепенную ось для меня нормальное положение вещей — я всёж иногда смотрю что-нить там. Сейчас это Win2k потому что я играл недавно в Myst5, теперь Мист пройден и можно что-нить другое поставить — а второй линух мне не нужен ;-)

  7. ram32 said

    Это все хорошо, вот только вопрос — чем оно лучше Линукса? :) Отнюдь не быстрая проприетарная ОС, требовательная к ресурсам :(
    Недавно девушке на ноут ставил — так графический установщик отказался стартовать , потому что ему мало 512 Мб памяти, видишь ли…
    Вот тебе, сына, и Солнышко… :-D

  8. Она не такая уж и проприетарная кстати…
    Про 512 я уже писал. И на самом деле релиз соляры жрёт меньше чем все эти беты/тестовые билды, так что м/б девушкелучше поставить Solaris 10.

    Насёт того чем лучше — это просто другая система. Есть моменты. в которых она хуже, есть в которых лучше. Нельзяж например сказать что линукс сто пудоф лучше ДОСа, вот так же и солярис не лучше линука — это просто другое ядро.
    Из преимуществ для меня лично это интересное решение вертуализации (т.к. зоны) и так же предрасполенность к разработчикам софта (т.е. наличие механизмов DTrace, хороших фирменных компилей и отладчиков).
    И для меня это, в отличии от линуксов, не свалка софта, а более цельный продукт.

  9. Igor said

    Работа для Бога, что может быть возвышеннее?! :)
    Зачем девушке Соляра!?? Я её [девушку] уже боюсь :D

  10. ram32 said

    Да девушке просто в универе разрекламировали ее, и диски дали, Developer Edition 9/07 =)
    Олег, я просто имел в виду, чем оно лучше для меня, для повседневного использования :)

  11. Для тебя наверно ничем. А повседневное использование всёж у каждого своё, например мои требования к повседневной ОСи включают наличие дров с аппаратным ускорением OpenGL и средств разработки на C/C++

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s