LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

Форт «Александр»

Posted by LG.BALUKATION на 2008/09/15

Если Кронштадт можно назвать ножнами Российской Империи, то щит её столицы был несколько более обширен. Для защиты морских подступов к Санкт-Петербургу была построена целая группа различных оборонительных сооружений.

Первое из них, форт Кроншлот считается истоком самого Кронштадта и было основано на следующий год после основания Санкт-Петербурга. Однако на этом дело не закончилось и к началу прошлого века Финский залив охраняло аж 17 фортов, перекинувшись мощной цепью от одного берега до другого. Мне не известно случаев захвата чего-нить из этой оборонной системы — до Кронштадтских фортов в разное время доплывали флоты Швеции, Англии, Германии, но крепости оставались неприступными, да и не все хотяб рисковали их штурмовать. Во время Второй Мировой войны на фортах были оборудованы зенитные батареи и вроде как из под контроля СССР они никогда не выходили.

Впервые я увидел их ещё маленьким, когда плавал с отцом в Кронштадт. Интересно ведь, плывешь себе на пароме, а мимо один за другим стоят острова-крепости — весьма впечатляющее зрелище. То же самое и с северной стороны, только там надо не плыть на пароме, а ехать по построенной не так уж и давно дамбе (с южной стороны дамбу так и не достроили ещё).

Самым наверное интересным из этой череды, во многом типовых сооружений, является наверно форт «Император Александр I». Многие наверняка знают французский Форт Бояр(д) — так вот это примерно то же самое, но наш раза в два/три больше и был достроен чуть раньше +) Однако спустя пату-тройку десятков лет, после введения в эксплуатацию, форт был признан больше не нужным. К началу прошлого века в форте была развёрнута лаборатория по исследованию чумы, отсюда и его второе название «Чумной». Не смотря на строгий контроль, там даже была пара эпидемий этой суровой болезни и в некоторых описаниях не рекомендуют так уж беспечно обследовать все помещения форта, обходя бывшие лаборатории стороной.

Как-то минувшим летом, ElVovan поведал мне, что катался с народом в Кронштадт. Дескать кто-то там узнал как можно на форты сплавать, договорились с местными «экскурсоводами», но на заливе был шторм и посему они никуда не поплыли. Я же сказал, что мне это интересно и попросил дать знать, когда сново соберутся сплавать глянуть каково же оно вблизи. Недавно от него было письмо, что вот есть планы на эти выходные. У меня тож было несколько задумок на конец недели, но форты это серьёзно, так что я тож вписался. Так же я попросил D_Alex составить нам компанию и она любезно согласилась %)

Как всегда, проведя ночь в инете, часам к четырём я сообразил что на самом-то деле надо будет встать примерно около девяти утра, так что в спешном порядке лёг спать. Проснулся я сам, минут за десять до намеченного для подъёма времени. Отчим был очень удивлён, увидев меня сонного в такую рань и даж подумал, что сам случайно разбудил меня, однако я сказал, что это не так, влил в ся кружку кофе и поехал на Балтийский вокзал. Пока стоял в очереди за билетами, приехала и D_Alex, так что ждать уже было некого и мы пошли к электричкам.

Как и договаривались, на Ленинском проспекте к нам подсел ElVovan, но мы не сразу узнали друг-друга, т. к. очень давно не виделись. Однако по-пути в Ораниенбаум (AKA Ломоносов) мы всёж определились кто есть кто и ехали все вместе. На выходе с платформы встретили и всех прочих собиравшихся на форт (не знакомый мне народ, но вроде как приятели/подруги ElVovan‘а).

Купив билеты на паром, мы вскоре уже плыли к Кронштадту. Некоторые сразу сказали, что уже не лето и ушли с палубы, мы же проторчали на носу весь маршрут — хотя даже я могу признать, что там было весьма ветренно и мне пришлось вспомнить о своём шарфике.

Почти сразу подошёл и человек, который должен был нас везти на форт и мы потопали к лодке. Лодка оказалась «припаркована» в канале Амазонка, по которому мы и вышли в Купеческую гавань, откуда между фортами «Кроншлот» и «Пётр I» проплыли мимо Каботажной гавани к форту «Александр I».

Со времён моего последнего интереса к нему, дела там несколько изменились. Временами там проводятся какие-нить мероприятия, так же место посещают туристы типа нас… У форта появился сторож, вместе с ним вернулась небольшая электрификация в лице генератора. Ещё на пристани собака живёт, радостно встречая гостей — наверно даже слишком уж радостно.

Вода в заливе была не самой высокой, так что пристань была заметно выше борта нашей лодки. Но залезть наверх было не особо-то сложно, тем более что экскурсовод помогал нуждающимся. Так мы оказались на земле форта «Александр»….

Лично я получил больше, чем ожидал. Вместо предполагаемого самопала (типа ура, мы приплыли — терь кому не сцыкотно, могут отправится побродить внутри), человек провёл нас по некоторым помещениям, рассказывая где именно мы и какие-нить интересные особенности, сводил на крышу, показывая места, где можно сделать прикольные фотографии (почти все были с цифромылом, хотя один чел сверкал и зеркалом). Вообще было прикольно не только побродить по форту, но и освежить в памяти некоторые его и окрестностей особенности (т. к. я чёт нифига не занялся этим наконуне, ехав почти вслепую).

Потом мы тем же путём вернулись в Кронштадт и пошли… в пельменную! Чёт дескать есть там «легендарнаяшопиздец пельменная» и вот одна из девушек очень хотела там побывать. При входе мне прежде всего вспомнилась пышечная на Конюшенной в Питере, тож такое old style заведеньеце, попадая в которое кажется, что время остановилось в совецкие годы и с тех пор ничего так и не изменилось. Больше всего меня удивил там телевизор, показывающий залу не уебанское MTV и прочую попсовую блевотню, а познавательную «Свою игру», так что было весьма интересно там посидеть послушать за обедом.

После пельменной мы отошли совсем не далеко, как выяснилось, что один из парней захватил из дома похавать и как бы таскать это всё в бэке было не айс. Так что мы ещё некоторое время тусили на лавочках у «котелка», поедая бутерброды с колбасой/сыром/огурцом и запивая всё это дело белым вином.

Насытившись и опустошив бутылку вина, мы двинули гулять дальше — пошли сперва вдоль к Якорной площади, откуда спустились к бассейну Петровского дока. Там мы шли вдоль дока по «Эльфийским лесам» к насосной станции, которая предстала пред нами совершенно заброшенной и покинутой. Проёмы дверные и оконные заделаны, вокруг тишина и только мусор иногда попадался нам на пути — хотя тож странно, т. к. я ожидал от такого заброшенного места бОльших свалок, быть может её забросили не так уж и давно. Поговаривают, что там до сих пор рядом территория военных.

Больше мы ничего особого уже не смотрели, взяли ещё вина в дорогу и поплыли обратно в Ораниенбаум. Там отщепилась последняя часть нашей не особо-то и многочисленной компании, мы снова остались в троём — LGB, D_Alex и ElVovan. Мы поехали по домам.

ЗЫ:
Описание на сайте «Северне крепости».
Сашины фотографии с поездки.
Мои фотографии

комментария 4 to “Форт «Александр»”

  1. […] Русский форт Боярд =) Сентябрь 14, 2008 Posted by D_Alex in Photos. trackback В общем, это моя более-менее удавшиеся фотки, описание на блоге LGB =) […]

  2. UPD: я-таки перебрал фоты, выложил кое-что на пикасу…

  3. […] заценить пару фортов. История собственно как и с фортом Александр, разве что на этот раз нас было всего пятеро. Итак, […]

  4. […] сего действа те же люди, с которыми мы плавали на форт «Император Александр I» и лазали по укреплениям в окрестностях Выборга, а […]

Добавить комментарий

«
»