LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

Что за…

Posted by LG.BALUKATION на 2008/09/18

Собственно второй мой вечер с ноутом начался откровенно паршиво. В планах у меня было зайти после работу купить нормальный маршрутизатор с 802.11n на борту, но таковые кончились! Блин, вот это облом, никак не ожидал :-?

Ладно, решил посидеть «на привязи» чтоль, перевоткнул витуху в ноут, перебил с линухи настройки сети, однако не пустили даже в локаль. Тут я вспомнил, что у нас идёт привязка к мак адресам и стал звонить в саппорт прова. Выяснилось что и впрямь они помнят один мой мак и с других не пускают, так же попутно узнал, что я оказываеццо незнамо скока юзал линух с неправильными настройками (опечатался в маске), а так же у нас ввели в строй второй DNS. На этом милая беседа с девушкой закончилась, т. к. маки править не в её компетенции и надо было ждать очереди к инженерам или звонить пожже — я выбрал второе. Правда потом вообще не позвонил, т. к. не теряю надежды купить в ближайшее время маршрутизатор и не охото кучу рас париццо со сменами маков. Софтовая подмена тож не катит, ибо вот мне делать больше нех — лучше куплю маршрутизатор да и буду всеми ОСями хавать с него DHCP =)

В итоге второй вечер за ноутом я сидел локально. Глянул идущие в комплекте диски, там собственно кратенькие статейки по ноуту/оси. Из доп. софта я поставил оттуда тока средства разработчика…

Кстати, я кажется вспомнил, что же мне так напоминает макось икс — ХЗ почему, но ощущения от её юзанья мне больше всего напоминают IBM OS/2. Когда-то я очень долго искал «полуось» и несколько лет назад всёж нашёл. Я коллекционировал ОСи и мне было интересно просто глянуть эту легендарную систему.

Что же касается самой макоси, то её средства разработчика хавают примерно гига три на жёстком диске. Это всё очень напоминает стандартный набор GNU (gcc, gmake, а VIM вообще в системе из коробки есть), только тут есть и куча графических тулз. Основная хрень там зовётся Xcode и это как бы IDE местная. В инете слыхал, что это очень суровая хрень и нифига не понятная, однако мне она показалась вполне себе нормальной и даже немножко знакомой. Организация Xcode очень напоминает легендарные средства разработки Watcom — помните такие? Для тех кто не в курсе, то Watcom был лучшим оптимизируюшим компилем для компов в 16-битную эпоху — им собирали некоторые прошивки и даже операционные системы (ну например QNX и Novell NetWare его активно юзали), ессно прикладной софт тож тока так писался (игры скажем, хотя названия так на вскидку не припомниаю). Ессно «девочки, привыкшие писать мышкой во всяких дельфях иль билдерах» будут от такого в ужасе, но на самом деле это весьма интересный подход к созданию среды разработки и лично мне он очень понравился. Вот только Ваткомом я уже давно не пользуюсь…

В общем как-то быстро развеялись у меня в башке эти слухи про ужасную среду разработки и я полез смотреть, чегож там ещё стока места хавает… Оказался целый вагон и маленькая тележка специализированных программ.

Так же там ставится внушительная коллекция примеров. Лично меня больше всего интересовал OpenGL, но примеры есть и на другие тематики %)

Документация меня тож приятно удивила. Там в комплекте ставится куча статей с их сайта разработчика — PDF надо качать, а вот HTML можно читать прям так. Я полистал общую инфу про OpenGL в системе — в сравнении с MSDN тут подаётся актуальная и более полная инфа (от общих принципов до конкретных фишек оптимизации), статьи напоминают не стрёмную справку, а хорошую книжку или учебник. Честно, изучая OpenGL примерно с 2005-2006 года (сначала в венде, потом и в линухе), я просто пролистав «по диагонали» то общее описалово OpenGL в макоси, я узнал несколько интересных мелочей, которые в общем-то подходят абсолютно везде.

Что же касается OpenGL в MacOS X то тут есть приятное разнообразие «из коробки». Для начинающих есть GLUT — это очень простая штука, но с него легко начинать изучение и он есть везде (кроме мастдая — поскольку это недоось, там такие стандартные вещи нада качать отдельно). Во-вторых, чисто исторически, можно юзать привязку AGL (Apple OpenGL) — так писался OpenGL до MacOS X (т. е. в «классических MacOS») и в принципе можно и сейчас так писать. Так же, поскольку почти вся нынешняя графика в MacOS родом из NextStep, действуют и те способы (NSOpenGL*) — это позволяет использовать OpenGL в приложениях на Objective-C (AGL процедурная и сделана в оригинале под «чистые Си»). А ещё, рас уж MacOS X это всё-таки UNIX-система, естественно тамошние наработки тоже никуда не пропадают — GLX поддерживается, хотя по мне так он даже в оригинале был полным извратом. Кроме всего этого есть и низкоуровневые средства CGL (CoreGL — штука, лежащая ниже уровня пользовательского интерфейса) — именно с помощью этой технологии можно делать тонкую настройку в AGL/NSOpenGL*, хотя вроде можно и юзать её напрямую без всяких посредников. И всё это функциональное разнообразие идёт прямо из коробки — а ведь при желании можно доставить ещё и всяких там Qt и SDL…

А однажды я заметил, что у меня в ноутбуке не хватает клавиш! Да, у макбука про всего 80 клавиш (если считать вместе с кнопкой включения, комбинации Fn+что-нить не в счёт), там традиционно для ноутов нету отдельного цифрового блока, но вот что нету всяких хоум/енд/пейджей я заметил как-то случайно. Не то чтоб меня это огорчило, т. к. скажем в VIM оно один хрен не юзается, просто удивило. В целом от клавиатуры и тачпада пока только положительные впечатления — с таким тачпадом мышка нафиг не нужна!

Потихоньку осваиваю ОСь. Вообщет можно тупа засесть и почитать книжку, но как-то не до этого мне сейчас, тем более, что чтиво и так есть (Qt4 баловался на досуге). Из ещё интересных особенностей тамошнего GUI могу отметить переключение задач. Ну, про Expose многие наверно слышали — народ прям кончает от этой штуки, умельцы даж для Висты вроде подобную тулзу написали. Моё мнение — это явно удобней, чем хрень из Аеро, где все окна показаны в виде картотеки как бы в изометрической проекции, но сути это не меняет и с не меньшим удобством можно юзать просто Alt+Tab. Однако меня больше удивила тамошнее разделение окон и приложений — в Win/X11 обычно есть корневое окно приложения, иногда (MDI) в нём можно открывать и дополнительные. Тут же корнем выступает сам десктоп — меню проги встраивается в верхнее меню и открываются окна тока для документов. Фича в том, что щёлкая по крестику в окне мы закрываем тока документ — сама прога остаётся работать, можно открыть/создать новый документ или если уж так надо, выйти. Это кажется вполне удобным., однако чертовски непривычно (для выхода из проги и закрытия окна разные хоткеи).

На-последок я глянул MacOS X в «однопользовательском режиме». Стандартная в общем-то юниксовая штука, для входа туда нада при включении зажать CMD+S и тогда вместо загрузочного экрана перед нами понесуться обычные юниксовые фразочки… В этом виде не стартует графика, система просто входит от имено root’а и предлагает пользователю делать с собой что угодно и ни в чём се не отказывать. Если при этом разлогиниться, система продолжит загрузку в обычном режиме, но при выключении тож покажет всякие боянские надписи дескать «делаю то-то… сделано» и т.п. Пока оно без графики, это практически тот же Darwin, что можно отдельно скачать или даже собрать из сорсов.

Насчёт моего вчерашнего замечания про аккумы — ноут продержался примерно до полуночи, т. е. около суток. Ессно он много спал, ибо пока я дрых и был на работе, он стоял без дела, но всё равно обещанные часов пять я за ним просидел наверно +)

ЗЫ: писец, там «из-коробки» нет cowsay/cowthink :-((((

Добавить комментарий

