LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

Открытый офис

Posted by LG.BALUKATION на 2008/10/25

Сегодня снова была некоторая шумиха вокруг офиса, посему я решил посвятить пост своим взаимоотношениям с ним…

Итак, однажды я пошёл в школьных кружок задротов информатики. Мне не повезло, меня взяли в типа старшую группу, где мне было куда интересней и я знал до этого некоторых парней оттуда. Т. е. по-идее я должен был первый год рисовать в пейнте, осваивая азы обращения с мушкой, потом учиццо в ворде печатать и т. п., но я попал в группу, которая занималась уже второй год и посему мне предстояло тока быренько покончить с офисом в виде таблиц экселя и баз данных аксеса, после чего можно было смело приступать к программированию. Так что офисом в те годы я почти не занимался и мне было откровенно класть на него.

Однако, спустя некоторое время компьютер наконец-то поселился и в моём доме… Офиса там ессно не было, т. к. венда не очень богата на поставляемый в комплекте софт. Посему я сперва обошёл знакомых, захватя попутно с поиграццо и некие системные диски. Там откопал стандартный на то время мс офис 97 и некий 95. Т. к. эта программа мне была не особо нужна, я решил попробовать 95 — не видел его раньше и было интересно что за зверь такой.

Тем временем свежий варез стал добираться и до нашей деревни, так что мне перепало на время дисочек с офисом и трёхмесячной демкой виндовса 2000. Новую венду тогда все боялись юзать, потому как она была «другой, системой для интернета и рабочих станций, но не домашних компов» и народ поголовно сидел на Win98. Я же решил попробовать сразу и венду и офис новые, т. к. WinNT4 у меня тогда не было ещё, а глянуть «не домашнюю венду» было интересно. Но этот пост об офисе, а не вендах, так что скажу, что офис 2000 мне понравился — он был реально лучше предшественников. Наверно это самый мой любимый мелкомягкий офисный продукт — ни до него, ни после их творения меня мало вдохновляли, но 8 лет назад та группа кодеров совершила действительно прорыв…

Спустя ещё совсем не много времени, мой моск стал ощущать всё большую доступность и желание попробовать UNIX-based Operating Systems. Так что я купил трёх-дисковый дистрибутив SuSE Linux 7.3 Personal и поставил его второй системой (до этого я держал тока две венды одновременно). Там оказалась штука, ставшая прародителем нынешнего офиса StarOffice 5.2 (до-до-до, он самый!). Помнится, мне очень понравилась эта легендарная софтина — она не казалась убогой, как старые творения мелкомягких (у большинства народа тогда был 97 офис), наоборот выглядело стильно и профессионально, в общем это было круто! Я даже на какой-то другой линух его доставлял с тех дисков немецкой линухи, благо rpm тогда был доминирующим стандартом…

Ну а потом понеслась вся эта канитель с Саном и опенсорц. В итоге версию 1.0.* я поставил уже и на венду себе. С тех пор я на всех подвластных мне системах использую открытый офис и форматы SX*/ODF — т. е. я юзаю открытый офис почти всю его жизнь и даже несколько больше…

Первая ветка была естественно очень похожа на своего прародителя, но и содержала множество улучшений. Если сравнивать её с конкурентом, то пожалуй в открытой программе было реализовано примерно 80% функционала мелкомягкого офиса, при этом открытый офис процентов 10 функций реализовывал в разы лучше конкурента и… долго грузился! Да, долгое время загрузки было его основным недостатком — мелкомягкая софтина стартовала поначалу раз в пять быстрее.

Примерно в те времена я узнал о некой конторе «Инфра-Ресурс», занимающейся русским форком открытого офиса. Под вендой я юзал их сборки, даже зарегистрировался когда-то на форуме и что-то там писал.

Однажды произошёл второй релиз открытого офиса. Лично мне это событие казалось странноватым, т. к. первая ветка была слишком близка к идеалу и делать её лучше не предоставлялось реальным. Полезных новшеств было не так уж и много, но теперь они переработали интерфейс и он стал немножко другим… Если прошлые вещи были просты, лаконичны и стильны — то теперь появились зачатки монстроидальности. Далеко не все были рады таким обновкам и некоторые люди продолжали ещё пользоваться первой веткой какое-то время.

На третьем или четвёртом курсе мне снова довелось сравнить открытый и мелкомягкий офис. Результаты весьма интересны — с одной стороны, встроенный SQL у мелкомягких (точней в аксесе — эту прогу писали не мелкомягкие) вполне самодостаточен, чего я не могу сказать про базы данных открытого офиса (но ИМХО оба решения слишком убоги для реального применения — для небольшой картотеки они монстроидальны и слишком запарны, для большой базы у них слишком много ограничений). Зато в остальном офис 2003 мне показался убогим — особого прогресса за минувшие с 2000 годы я не заметил, а посему застой и в сравнении с конкурентами — деградация. Эксель по-прежнему не поддерживает нормальной работы с фомулами (ха, как стёбно было слышать рассказы преподши о ухищрениях, поможущих нам не запутаться в сложных формулах и потом спокойно работать в простом и удобном OpenOffice.org Calc’е).

Так же VBA мне хоть и показался прощще, но и он же показался мне старее да ущербнее, чем Star/OpenBASIC. Да, последний сложнее, но при этом его код кажется и более мощным — видя такие штуки кажется, что у тамошних макросов нет границ в плане возможного функционала. Правда объектные модели этих языков естественно оказались не совместимы, над чем нынче борются инженеры Novell из числа разработчиков открытого офиса — быть может, однажды открытый офис будет равноценно поддерживать обе модели.

2007 офис я пропустил, т. к. на момент его выхода не пользовался вендой, да и сейчас на всех подвластных мне системах стоит открытый офис.

Первым из третьей ветки сентябрьский релиз-кандидат поселился на ноутбуке. Оказалось, что для MacOS X есть две основные версии открытого офиса — сам OpenOffice.org и NeoOffice. Первый собирался с поддержкой традиционного никсового графического окружения X11 и посему смотрелся на макинтошах как не совсем родное приложение, второй же есть форк первого ради попытки портирования интерфейса пользователя на нативные технологии MacOS X. Однако, на данный момент и «оригинальный» открытый офис обзавёлся поддержкой Aqua — именно посему я и качал кандидат в релиз. Сегодня вот по-случаю вспомнил и слил сам релиз — эти строки я печатаю уже в нём, хотя и к прошлому билду не было замечаний.

Так как в Linux традиционно используются репозитарии софта, однажды ночью и там предложили скачать/поставить свежий релиз — отказываться я не стал. Но в целом это уже не совсем актуально, т. к. у меня теперь есть ноутбук…

После ноутбука и домашнего компа я в середине октября обновил офис и на рабочей машинке. Качал официальный релиз, на «Инфра-Ресурс» чтот уже и не подумал пойти глянуть.

Дык вот об этом самом «инфра-ресурсе» — оказывается они до сих пор помнят мой регис и поспешили предупредить, что голактего опасносте! Они что-то накосячили в своём релизе, из-за чего версия для венды оказалась совсем не пригодной к использованию (забавное совпадение — версии для FreeBSD и Linux юзабельны, а вот в Windows ошибочка произошла). Правда к счастью вендузятников, уже через пару часов была выложена обновлённая версия. Но в целом я уж и позабыл о такой конторе и их продукции, а тут такие новости — нда уж…

Advertisements

комментариев 5 to “Открытый офис”

  1. Dmitry said

    голактеко опасносте еще после выхода последней 1.1.5, где-то я про это писал уже, я полностью согласен, там был интерфейс удобнее, во второй и третьей версиях уже не то…

    двухтысячные венды я тоже тогда юзал целый месяц, тогда они выглядели и юзались как что-то невероятное, на этом же диски был еще и 2000 офис :) помню как все надо мной смеялись в школе, когда я рассказывал про грабли с дровами в венде 2000 и что лучше использовать 98… безумные идиоты!

  2. Engraver said

    Встретился с ОО уже в версиях 2.x, под виндой мне оно показалось жутким и монструозным, а под линухом летало лучше МСОфисса в винде.

    Но все равно мну ближе LaTeX :D

  3. хм, у меня не было проблем с дровами — на всё моёоборудование они нашлись. А народ сцал нипадеццки, такие нелепые отмазы строили, прям пиздец. Зато когда XP вышел для них это было шоком, типа ниибаццо новая система… Тока сами боялись, притащили ко мне и смарели как я пробовал — вердик был не столь радужнм, типа «те же яйца, тока в профиль» по сравнению с двухтонником.

    TeX наверно хорошая штука, как-то не пробовал, но наслышан. Просто он весьма специфичен, а офис вполне себе универсален — там кроме текста и порисовать можно, презентации полабать, таблички электронные и некое подобие базы данных. ИМХО это всё равно что сравнивать телефон с коммуникатором — оба не плохо звонят, но на втором это обычно менее удобно, зато на коммуникаторе можно софт разный юзать.

  4. Engraver said

    Презентации и на TeX’е неплохо ваяются ;) А таблицы и базы данных — действительно к нему мало отношения имеют. Впрочем я екселем и аксесом никогда не пользовался, предпочитая другие инструменты, ведь TeX в первую очередь издательская система.

  5. Во-во, а офис — попечатать простенькие документики.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s