LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

openSUSE 11.1

Posted by LG.BALUKATION на 2009/02/24

Как-то на просторах блога Ameli K было обсуждение, в котором я как обычно высказывал своё негативное отношение ко всяким бубунтовым проектам. То отдельная история, но это был один из моментов, заставиших меня подумать на тему «не уж-то мир простых линухов стал настока плох, что народ просто вынужден юзать такую муть как бубунту и нормальных систем уже не осталось? Голактего опасносте!11». Ну и я решил попробовать на ноуте в виртуалки пофтыкать всякие свежие «линухи для не-гиков», что бы самому посмотреть что они из себя представляют (я даже впервые в жизни сам посмотрел мандриву!).

Одним из уважаемых мной проектов «не гиговых» линухов, традиционно является SuSE. Конечно, сейчас это уже далеко не та немецкая система, но я не пробовал её последние лет сем и знал лишь из новостей да D_Alex как-то рассказывала про настройку у подруги. Хотел в своё время глянуть 10-ю ветку, потом 11, но как-то не надо было и посему не смотрел. Тут стало интересно и скачал аж бетку (кажется четвёртую) 11.1 — до релиза оставалась всего пара месяцев и я решил что оно уже вполне пригодно. Примерно так и оказалось — та бетка даже была удостоена чести постоять вместо соляры на десктопе у меня второй системой (первой там Gentoo года с 2006 %) Кстати одной из причин интереса именно к openSUSE явилась и подержка ей KDE — не так уж и много дистрибутивов активно поддерживают это окружение, а в SuSE оно основное и я хотел глянуть на свежие «кеды».

Но то было ещё в прошлом году, в этом же я подумал — а не поставить-ли отдельный линух родокам? Ну просто на десктопе вечно врублена моя gentoo, полностью под меня и настроенная. Мне естественно не жалко, когда мать или отчим иногда ходят в инет или скажем юзают офис, но с покупкой ноутбука, я почти перестал поддерживать систему в актуальном состоянии и посносил ещё часть софта, который я теперь юзаю только на ноуте. Фактически на десктопной генте осталось лишь mplayer для фильмов, mpd с музыкой и доступ в инет. Это уже мало похоже на основную систему, скорее смесь музыкального сервера и терминала в сеть.

Соответственно, нужно было или заводить вторую систему (благо какрас пустовал диск на 320 гигов), или делать в gentoo ещё юзеров и ставить всякого общего софта, который мне уже нахрен не нужен там, или оставить всё как есть и трогать систему по мере поступления претензий к ней. Ещё отчим особо не владел компами и время-от-времени просил ему показать как делать «то-то»… К gentoo он кажется вообще боялся сам подходить после мамкиных рассказов по мою суровую линуксойдность.

Так что я решил, что рас бета мне показалась вполне пригодной для «не гиковой линухи», поставлю релиз и заведу там юзеров на всех. Ну попутно и кеды новые поплотнее пощупаю, хотя я и гному новую не смотрел и… И мне пофиг что будет с той системой, пусть родня сама попробует её под себя настроить (хотя рутовый пасс они не знают — так что наверное не убьют пингвина-хамилеона).

Скачав на всякий случай оба DVD, решил попробовать сперва 64-битную версию — чай не в каменном веке живём и теперь даже такое убожество, как персоналка давно строится на 64-битных камнях. Кстати, поддержка amd64 была одной из первых реализована в SuSE Linux.

Установка проста и доступна. Почему-то, она кажется мне менее стильной, чем была почти 10 лет назат, но главное что она спрашивает всё что надо, не спрашивает что не надо и фантазией тоже не особо увлекается. Я решил поставить почти всё, поскольку места мне не жалко, а некоторые штуки былоб интересно взглянуть (кеды, гномы, сдк всякие…). По-дефолту система хотела мило ужиться с уже имеющимися партициями и предоставлять своим будущим юзерам доступ к другим установленным у меня Осям, но эти благие намерения были мною жестока пресечены, путём юзания кустомной разбивки и загрузки (есть у меня ряд «личных» требований к используемым системам).

Установил, поставил обновляться. Хотя релиз был не так уж и двно, уже доступен свежий софт и меня нисколько не обламывало его скачать. Процесс максимально упрощён для юзера и меня даже немного напрягала вся эта упрощённость после гибкости gentoo.

Настройками как всегда в SuSE заведует YaST — фирменная система конфигурации «ОСи в целом». Доступна удобная и простая, единая система по настройке различных аспектов системы. Вроде как до сих пор в некоторых системах есть проблемы с кучей всяких конфигураторов и непонятных тулз, тут всё традиционно хорошо. Я конечно не пробовал какие-нить извратские тонкости мутить с системой, но простому юзеру оно не надо и ему полностью хватит YaST.

С настройками самой рабочей среды оказалось не так радужно. Лично меня мало порадовали настройки KDE 4.2 — раньше оно вроде получше было. В данный момент оно смотрится как попытка закосить под новые венды наверно… Да, хотя местами оно и похоже на OSX, больше напомнило именно венду — mac сделан куда элегантней.

Очень порадовала простота установки тем — просто щёлкаешь по кнопке «хочу исчё!» и KDE сам показывает список доступных тем, по которым можно щёлкать для скачивания/удаления. Искаропки новый KDE смотрится для меня несколько излишне — меня последнее время больше тянет на всякие минимализмы и «класть на внешний вид, главное что бы было удобно» — тут же всякие большие гламурные штуки, врубленные композитности и прочие красоты. Быть может некоторым оно и нравится, меня же например куда больше радует мгновенная смена рабочего стола без ожидания окончания эффекта крутящегося кубика или чего-нить подобного.

Софт пока не смотрел почти, просто поотрубал эффекты, подобрал темку поскромнее себе и создал юзеров предкам. Быть может, мне станет совсем нечего делать и я продолжу игру с системой, пока же я валю дальше слушать музыку в генту, а сусе оставлю родокам — ИМХО система вполне пригодна для простого народа, она просто и симпатична, легко настраивается в общих моментах и не требует знания кучи тонкостей.

комментариев 6 to “openSUSE 11.1”

  1. Ameli K. said

    угу, у меня стоит суся, я не жалуюсь :)
    а чем она лучше убунты? :)

  2. ram32 said

    Вот именно, чем лучше? Вроде тоже нормальная система, выполняет свои задачи, есть не просит :)

  3. Люба, Саша — пост не о том, пост о том что не бубунтой единой живы и я сему событию рад.

  4. Ameli K. said

    так почему рад-то, блин? :) что радостного в этом?

  5. Я рад что предположение из первого абзаца не оправдалось и остались ещё системы, которым можно доверять. Разные пути есть в никсах, все они требуют наличие предварительных знаний, некоторые требуют больше других для своего понимания. Но начинать-то надо с простого, и эту простоту последние годы пытается монополизировать Каноникал, часть юзеров даже повелась на её развод. Но не одним Канониклом живы, есть ещё конторы, развивающие систему для своих пользователей и некоторые из них как и Каноникал, выпускают решения для простых юзеров. Наличие реального выбора даже на этапе первых шагов освоения никсов меня и радует +)

  6. ram32 said

    Свобода выбора — это, конечно, хорошо :)

Добавить комментарий

