LG.BALUKATION's Weblog

Ничего, это тоже кое-что… А при желании из него можно сделать что угодно

BBDevSPb 1

Posted by LG.BALUKATION на 2012/03/30

После GDC на работе появилась очередная партия интересных штук, под которые мы возможно будем делать игры. Среди этих устройств был и BlackBerry PlayBook — планшет от RIM с операционкой, основанной на QNX Neutrino. Естественно я какое-то время потратил на «игры» с этой штукой, потому как он представлялся мне единственным годным планшетом сейчас на рынке. Попутно смотрелись интернеты на тему что там уже есть из интересных либ и т. п., что вывело меня на местное сообщество вокруг QNX, которое охватывало и систему на планшете от RIM. На сегодня было намечено первое собрание St.-Petersburg BlackBerry Developer’s Group, где я и провёл половину дня.

Местом первой встречи был выбран один из конференц-залов гостиницы «Москва» — весьма презентабельное место, хотя мне кажется для таких штук лучше подойдёт тот же Феникс. Встреча началась в час и длилась часов до четырёх.

Сперва, естественно, были приветственно-вступительные речи. Если кратко, то RIM наконец-то осознала, что их древняя система всёж слишком ущербна в сравнении с iOS/Android, так что прикупила себе QNX и собирается ставить её на все новые аппараты. PlayBook был первой ласточкой, за ним пойдут и смартфоны. Система новая, программ в магазине там пока не так много, как у конкурентов, а в Питере есть большое сообщество по QNX и не плохо бы с ними подружиться коль решили с этой системой будущее связать. Как именно дружиться и прочие организационные вопросы пока не совсем ясны, но начинать же с чего-то надо.

Затем был первый доклад с описанием средств разработки. RIM заманивает к себе разработчиков возможностью пользовать известные и привычные технологии, не заставляя изучать что-то новое и переделывать имеющиеся наработки. Например, есть поддержка Adobe AIR (Flash с плюшками) и для разработки на нём используются те же инструменты, что и для разработки на Flash/AIR под все остальные платформы (Windows/Linux/OSX/Android/…). Присутствует поддержка и модного нынче «HTML5» и CSS3 — опять же оно всё работает в обычном WebKit, таком же как и в Windows/Linux/OSX/Android/iOS/WebOS/… Разрабатывать на этой технологии предлагают в Visual Studio или Eclipse. Ну и самое интересное — Native SDK, по-сути обычная среда C/C++ разработки для QNX (Eclipse CTD + GNU Toolchain + прочие полезные утилиты) в которой можно собирать родные приложения для x86 (симулятор) или ARM (устройства). Вскользь упоминалась возможность смешанной разработки — например окошки рисует HTML/AIR, за расчёты отвечает библиотека на C/C++. Так же есть возможность конвертировать приложения с Android, это новая возможность из второй версии прошивки. В целом просто обзор с посылом — вроде бы с какой стороны не подступись, везде постараются обеспечить комфортную разработку.

Второй доклад был про open source. RIM не решилась строить очередную «вещь в себе», а постаралась сделать привычную систему на проверенных компонентах. Посему у них есть проект на GitHub.com и там уже больше четырёх десятков репозиториев — различные примеры, нужные библиотеки, порты просто известных штук и т. п. Так же внутри компании СВД Встраиваемые Системы было портировано несколько проектов (запомнились читалка DjVu на Qt4 и ScummVM на SDL) и написано несколько своих на основе Qt (классическая игра про Ханойские башни и какое-то приложение по сопоставлению номерных знаков автомобилей с регионами страны). На первый взгляд достаточно интересная подборка поддерживается самим RIM, но есть и не решённые пока проблемы. Например, как я понял, практически не используются разделяемые библиотеки — каждое приложение хранит и использует свою копию библиотек (кроме тех, что идут с ОС ессно), что на мой взгляд напрасно повышает размер дистрибутива и увеличивает потребности в памяти. Или скажем нет стандартного и простого способа подключить библиотеку к проекту — надо её собирать и добавлять всё нужное самому. Прошёл слух, что Qt (большая, но популярная и полезная/удобная библиотека) будет включена в будущие версии ОС и значит хотя бы её не придётся включать в приложение.

Затем был кофе-брейк на час, я же отлучился до магазина купить себе квасу.

Третий доклад был про магазин приложений AppWorld. Я несколько далёк от издательства, но идеи были примерно следующие — на BB меньше программ, чем у конкурентов, т е рынок ещё не столь насыщен и конкуренция слабее. Для разработчика (индивидуального или компании) ничего не стоит зарегистрироваться и обзавестись всеми необходимыми сертификатами, выпуск приложений так же ничего не стоит, RIM лишь возьмёт комиссию с покупки. В России это правда всё не имеет смысла пока, т. к. для платежей используется PayPal, а вывести с него деньги в этой стране нельзя — но RIM дескать такое положение дел печалит и она пообщалась с местным PayPal да те ответили, что собираются разрешить вывод денег в России осенью. Для анализа продаж можно смотреть или скачать несколько разновидностей логов — это обычные текстовые логи, так что для не страдающих красноглазием лучше скармливать эти логи всяким сервисам «анализаторам», что бы те строили графики и выдавали информацию в понятном виде (будет приложение и для самого PlayBook). При издании приложения можно выбирать в каких странах оно будет доступно (как я понял, для издания в нескольких странах надо выкладывать отдельные описание/программу на каждом языке, т к о какой-либо стандартной локализации никаких упоминаний не было). Зарабатывать предлагают на продажах самого приложения или показе в нём рекламы. Вообще AppWorld был одной из первых штук, которые я смотрел, пока игрался на работе с устройством, и пока это очень скромная штука — интерфейс не всегда логичен (а поиск например всех приложений какого-нить издателя я вообще не видел там), программ очень мало и они не оправданно дороги (куча мелочей, которые все привыкли что просто есть внезапно стоят каких-нить денег, обычный платный софт может стоить дороже аналогов на других платформах), нет инфраструктуры для игр (её впрочем много где нет, а жаль).

Последний доклад был от студентов ФТК (факультет технической кибернетики в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете). Они участвуют в студенческом конкурсе от RIM по разработке программ для PlayBook. Была показана игра, написанная на Adobe AIR — фотографируете что-то, потом трясёте устройство и изображение рубится на куски да перемешивается, надо собрать фотографию обратно. Клиент для Google Docs (и не только) на Qt — по-сути универсальная закачивалка/выкачивалка файлов в/из облачного хранилища. Почтовый клиент тоже на Qt, умеющий пока лишь отправлять письма. Все очень жаловались на сложности отладки на устройстве — там какие-то странные пляски с ключами приходилось выполнять, поскольку каждый зарегистрирован как индивидуум, а не в рамках организации и устройств похоже на всех не хватает.

На этом первое собрание завершилось, оно было во многом пробным и где/когда/на какие темы состоится следующее пока не ясно. В апреле встречи скорее всего не будет, так-как в Москве будет проходить конференция QNX Russia и заинтересованным предлагается пересечься там.

ЗЫ:

группа на FaceBook — https://www.facebook.com/bbdevspb
русскоязычный форум о QNX — http://forum.kpda.ru/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s